искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 3

3—35

век с железной волей, несокрушимой энергией и беспримерной выдержкой в работе. Если прибавить к этим качествам безупречную честность, как человека и общественного деятеля, то значение Направника, руководившего русской Государственной оперой более пятидесяти лет, ясно и без подробных указаний и перечисления содеянных им художественных подвигов.

Говоря о честности Направника, я подразумеваю не только такие элементарные понятия, как, напр., что его нельзя было купить ни деньгами, ни лестью, ни женскими чарами, но хочу указать на наивысшие качества его души, требовавшие большого гражданского мужества. Направник работал в русской опере в разные периоды царского режима. Но всегда, и в начале своей деятельности, когда, будучи совсем без власти, он подал в отставку, чтобы добиться улучшения в положении хора, и средине своего поприща, когда он был фактически хозяином оперы, и в последние годы своей работы, когда, называясь почетным дирижером, он был фактически лишен возможности требовать исполнения своих распоряжений, — всегда Направник открыто и мужественно высказывал свои художественные убеждения и общественные требования, касавшиеся театрального дела.

В моей книге «Направник» (1914 г. «К пятидесятилетию его артистической деятельности») я не мог коснуться многих любопытных и важных исторических фактов его деятельности. Я уверен, что в книге, которую собирается издать П. П. Сувчинский, основываясь на богатейшем архиве покойного артиста и композитора, найдут место все важнейшие события долгого периода работы Направника, теперь же я полагаю подходящим опубликовать один из любопытных эпизодов, характерных для его личности.