искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 2

2—31

Письмо А. Н. Серова к критику Званцову по поводу постановки оперы «Юдифь».

Четверг, 26 мая 1863 г.

Пишу к Вам, Константин Иванович, хотя не тотчас после первого представления, однако между вторым и третьим представлением моей «Юдифь», 1-е состоялось в четверг, 16 мая (стар. стиля), 2-е было во вторник, 21 мая (так как тут пришлись праздники: Троица и Духов день), 3-е идет сегодня. Прежде всего исповедую вам самые сокровенные «чувствия»: хлебнул я славы и убедился, что этот пресловутый напиток, столь вожделенный для многих, меня не хмелит. В настоящую минуту чувствую себя даже как-то неловко, ибо празден!..

Еще с февраля (т. е. со второй недели поста) началось разучиванье моей оперы, и вся эта страшная возня с солистами и хористами, декоратором и режиссером, оркестром и  костюмером продолжалась без отдыха, без промежутка до половины мая! (последняя генеральная репетиция была 14 мая). Я сам проходил и хоры и довел их до изумительно честного исполнения, неслыханного еще на сцене Мариинского театра. Лядов решительным образом мне содействовал, вымуштровал оркестр до точки. Одним словом, все попало на свою линию, и я могу повторить с вами — (molto risoluto e fortissimo) наша взяла! — Триумф полный, как и обещано мне было Аполлоном Григорьевым, когда он только что познакомился (год назад) с моей «Юдифью», еще на Лиговке, под звук расстроенного органа, стало быть, доверяя мне по одним намекам на истинный эффект. Инструментовке моей, и «музыке» вообще, весь оркестр стал аплодировать еще на черновых репетициях, как только дело разъяснилось, пройдя сквозь дремучий лес ошибок, в которых грешна нотная контора. На сцене блистают на первом месте — хоры; затем Бианки, чарующая в Юдифи не только голосом, пением и умнейшей игрою, но даже и наружностью (костюм сделал из нее красавицу); затем: Олоферн — Сариотти. Судьба послала мне осенью прошлого года такого исполнителя этой трудной роли, что лучше этого «дебютанта» (ему ровно 22 года) я вряд ли скоро дождусь в Олоферне, по крайней мере у нас, в России. Васильев 1 хорош в роли жреца, как всегда в родных ему ролях из «духовного звания»; Сетов (кроме голоса) хорош в Ахиор; Петров и Гумбин удовлетворительны в маленьких ролях старейшин. Старуху-рабыню Авру я предназначал Леоновой, но она в