II—356
артисты и артистки, впоследствии получившие известность. В 1893 г. после весенних поездок труппы Корша • в Петербург в Малый театр на Фонтанке •, когда впервые играли “Madam Sans-gêne”• (Л. Яворская), “Столичный воздух”• и проч., я в первый раз увидел Петербург и поступил на летний сезон в Озерки•, в труппу известного Казанского. Театр и труппа были хорошие и большие; служили у него Лени, Воронцова-Лени, артисты Александринского театра Степан Иван. Яковлев, Тираспольская. Здесь в труппе я впервые встретил начинавшую только Веру Федоровну Комиссаржевскую, уехавшую затем в Ригу к К. Н. Незлобину, у которого началась ее громкая слава.
Оклады жалованья у Казанского были маленькие, жили бедно, в комнатушках, чуть не впроголодь, но очень интересовались его театром, чтобы попасть на вид петербургской прессы и сильных мира сего. Я все больше и больше привязывался к Петербургу, начинал его любить всей душой с его славным Александринским театром, с его богатыми музеями, красивой публикой. Постепенно стали исчезать впечатления московской жизни, затуманиваться образы Московского Малого театра, так сильно увлекшие мою фантазию, пробуждавшие любовь к искусству. На смену им явились другие — М. Г. Савина, Р. Б. Аполлонский, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, В. В. Стрельская. Поступить тогда в Александринский театр я даже не мечтал, слишком судьба меня пригнула, и я считал себя совершенно незначительным.
Один сезон в Озерках в 1895 году я был сам режиссером и управлял театром. Петербургский купец Воронин предложил мне место режиссера и администратора озерковского театра