искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—332

Весь очерк разделен на шесть глав: первая трактует о жизни Щепкина до поступления на провинциальную сцену, вторая о семнадцатилетнем пребывании на ней, третья о деятельности в Малом театре, глава четвертая посвящена главным образом литературным отношениям, пятая — методе его работы и, наконец, в шестой, называющейся щепкинская «правда», выясняются заслуги автора как творца сценического реализма и создателя школы. К сожалению, автор оказался скуп на слова и поэтому неясен, когда коснулся «третьей правды» в сценическом творчестве артиста, правды верховной. Теоретические положения, даваемые Щепкиным в письмах, следовало несколько развить и пояснить, иначе эта страничка очерка туманна и для читателя окажется непонятной. Отдавая должное работе Н. Е. Эфроса, мы, конечно, далеки от мысли, что о Щепкине сказано все, что его очерк и есть та долгожданная книга об основоположнике сценического реализма, которую ждет и не может дождаться русский читатель, интересующийся театром. Ни Кизеветтер, ни Николай Эфрос — о прежних работах мы умалчиваем — такого труда нам не дали. О Щепкине можно и следует написать книгу, достойную этого великого имени, остановившись с большей подробностью на его эпохе, на его сценических и литературных отношениях, собрав весь материал, даже крупицы его, по возможности опубликовав и неизвестное в печати, о существовании которого, между прочим, мельком упоминает и Н. Е. Эфрос. С внешней стороны для нашего, бедного хорошими изданиями времени, книга издана прекрасно. К ней приложены, правда, бывшие в печати портреты Щепкина в жизни и ролях, его автограф и, насколько помнится, впервые воспроизведен документ об определении артиста в труппу Малого театра. Обложка и орнаментация издания принадлежит С. В. Чехонину и сделана художником с присущим ему тонким вкусом, литературная редакция книги, как гласит в конце этюда, была заботой А. М. Бродского. Последний является главным виновником появления на свет ряда очерков по театру, его похвальной неугомонности и редкой любви к русской сцене мы обязаны и этому изданию. Пожелаем ему «геройствовать» и впредь, потому что выпустить в свет хорошее издание теперь подвиг, искус которого преодолеть не всякому удается. С удовольствием мы узнали, что готовится издание очерков Е. П. Карпова о В. Н. Давыдове и А. М. Брянского о Мартынове. Ждем с не-