искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—321

Наряду с материалами биографического характера в «Сборнике» помещены статьи о реликвиях: «Дом П. И. Чайковского в Клину» Н. Ш. Жегина, «Поездка в Клин» — В. Я. Последняя статья дает описание реликвий, относящееся к 1919 году. Первая из этих статей дает подробное описание дома-музея и имеющегося там материала. Среди этого в статье воспроизведены письма (2) к К. П. Победоносцеву — просьба о пособии. К статье приложены снимки.

Большую ценность представляют библиографические материалы — библиографические и архивные справки о сочинениях Чайковского и его музыкальный архив (стр. 140—171), где даны сведения о ненапечатанных музыкальных произведениях композитора. Заканчивается книга библиографией Чайковского, собранной Модестом Чайковским. Она конечно не полна, но ей положено начало. Надо думать, что последующие Сборники дадут как в этом отношении, так и в отношении биографического материала еще большее богатство — и приведут в конце концов к полному собранию биографических материалов о Чайковском, частью использованных в известном труде М. И. Чайковского, но частью еще покоящихся в архивах. Таких материалов найдется еще много.

Нельзя не пожалеть, что в прекрасно выполненной книге о Чайковском не предусмотрели одного, может быть слишком частного обстоятельства, — сохранения орфографии писателя в его письмах.

Но вообще книга, составленная разнообразно, продуманно, дающая материалы с необходимыми комментариями и небольшими вводными к ним статьями, производит отрадное впечатление — и по своим целям и по выполнению.

Л. И.

 

Н. Эфрос. Мария Николаевна Ермолова. К 50-летию сценической деятельности. 1870. 30 янв. — 12 февр. 1920. Издание Государственного Московского Малого театра. М. 1920. 8°. 32 стр. Цена 15 р.

Автор приводит краткую биографию знаменитой артистки, беглую характеристику ее творчества и отводит М. Н. Ермоловой место, как прямой наследнице мочаловского и щепкинского гения. Ермолова, проникшись лиризмом Мочалова, осталась на всю жизнь верной его сценической правде. Ей чужда объективность твор-