искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—296

ность сразу выявить ряд пьес, в печати неизвестных и имеющих большой театральный и литературный интересе. Утроилось, сравнительно с прошлым, и количество либретто опер, опереток, балетов и пантомим, а именно с 1121 до 3184. Отдел истории театра был в довольно жалком положении и вместе с журналами, книгами справочного и посторонним театру содержания едва достигал 1000 томов по инвентарю.

При проверке отдела в 1918 году многих книг на месте не оказалось и сведений о них в записях также не было. Путем покупки частных собраний, приношений и пожертвований отдел был восстановлен и насчитывает теперь, около 3000 томов, причем подобран полный комплект «Пантеона и репертуара», «Артиста», «Театра и искусства» и др. Театральные журналы революционного периода Книжная Палата по миновании надобности обещала также передать в Центральную Библиотеку.

Художественная Библиотека, называвшаяся раньше Библиотекой монтировочной, вошла в состав Центральной Библиотеки и в настоящее время является ее Художественным отделом. Художественный отдел резко разделяется на две части: рисунки костюмов, мебели, образцы материй, эскизы декораций многочисленных постановок б. императорских, а потом государственных театров составляют одну часть отдела, вторая состоит из художественных изданий, модных журналов и т. п. С 1918 года художественный отдел пополнился 500 томов различных изданий и комплектов таких журналов, как «Старые годы», «Аполлон», «Русский библиофил», «Золотое руно», «Мир искусства».

Очень интересна коллекция номеров дивертиссмента (около 5000), состоящая из песен, песенок, рассказов, шансонеток в их специфическом понимании на разных языках, и большую часть писанных. Русский отдел богат и печатными сборниками дивертиссмента, пока еще не приведенными в порядок. Несмотря на самые энергичные меры, какие принимаются для описания библиотеки — на наличие каталогизаторов, помощников библиотекарей, — привести в безукоризненный вид Библиотеку еще не удалось. Каталогизаторство в полном объеме ведется летом, когда в Библиотеке тепло. Зимой Библиотека уже два года не отапливается, и температура нередко бывает ниже 0, доходя до —5. Это обстоятельство губительно отзывается и на книгах, особенно на переплетах, и на мебели. Шкафы все перекоробились, некоторые совершенно не закрываются, а в закрытые с трудом можно проникнуть,