искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—219

лова, Свободина, сплошь и рядом являющегося в аксессуарных сценах... Да, несмотря на все это, я назвал Свободина великим артистом и остаюсь при таком слове, потому что для меня важно не то, что играет артист, но как он играет, а Свободин каждую самую мелочную роль играет так, как может играть только великий артист; он из одного штриха делает цельный образ, в манекена он вставляет живую личность и невольно заставляет забыть тех, небесталанных исполнителей, которые рядом с ним действуют при более благоприятных сценических условиях».

Поклонник Свободина, описывая его внешность, говорит о еврейском типе его лица. В прошлой заметке мы называли его фамилию по рождению — Вольф. Официальные документы ни разу не упоминают по отношению к Свободину такой фамилии. Из «Дела о службе Павла Свободина» мы узнаем, что он был внебрачным сыном петербургской мещанки Ларисы Филипповны Козиенко, вышедшей замуж за французского поданного Мартына (Матвея) Вольфа. П. М. Свободин принял отчество крестного своего отца и в театральном училище назывался Павел Иванович Козиенко, а в некоторых документах Кузиенко. Первая артистическая фамилия его была Матюшин, и только при втором поступлении на сцену Александринского театра он назвался Свободиным. Этой фамилией за несколько месяцев до смерти Свободина ему и его семейству разрешено было пользоваться по высочайшему повелению. Свое новое отчество — Матвеевич — он взял от отчима, который, судя по фамилии, был еврейского про-