искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—206

влений. Не меньшим успехом пьеса пользовалась и в Москве.

Сюжет этой пьесы заимствован из романа того же названия А. А. Потехина, напечатанного в «Вестнике Европы» за 1883 г. Идейно безвременье 80-х гг. создало своеобразный типы искателей быстрой и легкой наживы. Моральные принципы в водовороте денежной страсти совершенно игнорировались. Первая задача — достать какими бы то ни было способами денег. Таков Капитон, главное лицо пьесы. В этом вулкане наживы гибнет все чистое и светлое. Гибнет Степанида, ищущая душа, богомолка и начетчица, поздно нашедшая личное счастье и отдавшаяся ему всем пылом своей сильной натуры.

При тогдашней цензуре нравов, конечно, пьеса, отмечавшая этот жизненный нерв, без тенденции осудить его, не могла не обратить на себя внимания Министерства Внутренних дел. Но пьеса шла при больших сборах и для театра была доходной. При стремлении извлекать из театра выгоду, она была желательной. Завязалась переписка между министерством двора и внутренних дел. Особенно против пьесы был московский генерал-губернатор — знаменитый князь Долгорукий. Суть всей переписки видна из следующего документа-отношения гр. Д. Толстого к гр. И. Воронцову-Дашкову от 31-го декабря 1883 года:

Милостивый Государь

Граф Илларион Иванович.

Московский генерал-губернатор обратился ко мне с письмом от 28 сего Декабря, за № 2729 следующего содержания: