искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—195

отзывами критиков, которые говорили, что Островский «не тратит на свои писания больше одного вечера», что «пишет так небрежно и торопливо, что, написавши одну страницу и перевернув ее, совершенно забывает, что на ней написал».

«Трудовой хлеб», как и предшествовавшие пьесы, не встретил сочувствия среди критиков. «Последнее его произведение не будет иметь даже так называемого succèss d’éstime, какое имела “Поздняя любовь” — это позднее и неудачное произведение», — читаем в одной из критических статей; — «но, как оказалось, есть еще позднейшее и неудачнейшее — это “Трудовой хлеб”». «“Трудовой хлеб”, — пишет другой критик, — произведение очень слабое, кое-как склеенное, сшитое на живую нитку». «Выдохшаяся знаменитость печальнее могилы, увядший талант, поблекшие силы, как разбитый параличом знакомый нам когда-то здоровый и молодой человек, напоминают нам так ясно о печальной скоропреходящности земного, о смерти». Так писали об Островском по поводу «Трудового хлеба». И если некоторые критики и говорили, «что ликовать на тризне Островского еще рано, что если он и осел, опустился, то не талантом, а разве доброю волей», что, называя свои последние пьесы сценами, он как бы сам указывает на их недоделанность, смотрит как на наброски, тем не менее общий тон критических отзывов о «Трудовом хлебе» был резко отрицательный.

В. Срезневский.