искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—147

ния, прислуга, поставленная в положение рабов, кажущиеся бессмысленными и бесцельными игры и забавы взрослых, когда наряду с ними стоит непосильный целодневный труд крестьян и все прочее, что такими резкими чертами обрисовано в драме, что так жестоко шло вразрез с стремлениями Николая Ивановича и так остро кололо мелкими уколами и ранило тяжелыми ранами — все это перечувствовал и сам Л. Н. Толстой. Его дневники и записные книжки, письма и писания — все говорит о той же тяжелой драме его души, драме, которая неоднократно приводила его к той же мысли, как и Николая Ивановича, мысли об уходе из родного гнезда, и в конце концов закончилась развязкой 28 октября 1910 года.

Драму «И свет во тьме светит» Л. Н. Толстой писал в продолжение двух-трех десятков лет, начиная с средины 1880-х, кончая 1900-ми годами, и много раз недовольный, не удовлетворенный выполнением своего замысла бросал работу. Но драма эта, как драма в значительной степени личная, при новых, тяжелых переживаниях, при новых вспышках разлада действительной жизни с жизнью, к которой он стремился, снова захватывала его, и он брался вновь за ее писанье. И как постепенно перерабатывалось путем вечного искания правды его внутреннее состояние, изменялось его отношение к людям, смягчалась его первоначальная резкость, его нетерпимость, — так и на драму его падали новые наслоения, входили новые струи иного отношения к себе и в особенности к другим.

Работа над драмой шла далеко не равномерно, начальные действия перерабатывались более, следующие менее и, наконец, последнее, пятое,