искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—141

результатов остаются недоступными для понятия людей, не занимающихся науками: результаты и способ достижения в науке из наук, в науке, сошедший с небес, дарованной человечеству Богом, в науке, совершенно изменяющей человека, претворяющей его из плотского и душевного в духовного, в христианстве, тем более остаются недоступными для тех, которые не занимались изучением его законно, по способу, установленному Богом. Безрассудно же требование некоторых, чтоб результаты изучения христианства, его высокие и глубокие тайны были для них вполне ясны без всякого изучения христианства. Хотите знать тайны христианства? Изучайте его».*

Говоря об этой духовной науке, Ибсен прибегает всегда к символам, почерпнутым из священного писания, в том символическом понимании, какое дает его сородич, мистик Сведенборг. По символике Сведенборга**, море означает собрание, скопление научно обоснованных духовных истин. Киты и китородные — это общие научные понятия о духовном, птицы морские — научные мысли, направленные к духовным знаниям. Вот в этом-то море и призвана жить душа человеческая, оттого Эллида, мыслящая образами, и чувствует себя «сродни» всем морским тварям. В «море», в свободной истине или истинной свободе и надлежит жить душе человеческой, «дочери моря». Тогда, по предчувствию Элиды, мы были бы и лучше, и счаст-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Соч. епископа Брянчанинова, том III. Аскетические опыты. «Слово о чувственном и духовном видении духов».

** Небесные тайны Сведенборга.