искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—99

ского и других», без всякого предисловия и комментарий. Но и в эти томы не были включены ни переделки, ни переводы драматурга; по всей вероятности, это было сделано по чисто издательским, «коммерческим» соображениям: двухтомное «собрание сочинений и переводов Островского», изданное в 1886 году книгопродавцем Н. Мартыновым, не пошло и лежало не распроданным.

Все это, вместе взятое, ясно говорит, в каких ненормальных условиях находилось издание сочинений Островского, в течение почти полувека пребывавшего в тени и у большой публики, и у «книжников»*.

В результате из всех наших замечательных писателей Островский изучен менее всех. Он до сей поры, подобно Тургеневу, также попавшему в издательскую кабалу, все еще лишь ждет приличного издания своих произведений — издания, хотя сколько-нибудь отвечающего и научным требованиям, и полноте.

«Критически проверенный текст» М. И. Писаревым настоятельно требует новой проверки, но в этой области, за исключением работ Н. Н. Кашина, других не имеется**. Но и они далеко не охватывают всего творчества драматурга.

***

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* С 1886 по 1917 г., т. е. со дня кончины драматурга до монополизации всех его сочинений, последние выдержали всего лишь три издания (девятое, десятое и одиннадцатое по общему счету); из них первые два принадлежали московской фирме В. Думнова, последнее книгоиздательству «Просвещение».

** Не считая чисто журнальной статьи П. В. Безобразова «Рукописи Островского» «Ист. Вести.» 1890 г. № 2 — февраль.