искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—94

балетоманом и для установления наличности преступления вызвал экспертов и всем составом суда просмотрел оба представления в разных театрах, в результате чего плагиатор был подвергнут штрафу, а произведение его запрещено к представлению.

Но подобные случаи чрезвычайно редки, и у нас в России сплошь и рядом можно видеть программу балетного спектакля, где под весьма популярным названием балета напечатано: балет, в 3-х действиях, сочинение Икса, танцы и постановка балетмейстера Игрека! Для широкой публики представляется, что в данном случае Икс сочинял только фабулу, а все прочее сделано Игреком. В действительности же Икс явился абсолютным творцом всего балета, он вдохновил и композитора и художника, скомпоновал все танцы и сцены, а Игрек, сделав лишь ничтожные переделки в деталях, сплошь и рядом испортив прекрасное произведение, — ничтоже сумняшеся — объявляет себя как бы автором. И подобных примеров можно насчитать не десятки, а сотни.

Само по себе «возобновление» балета есть ничто иное, как реставрация по памяти чужого произведения, и почитаться за творчество никак не может. Но некоторые балетмейстеры пользовались случаем и, реставрируя чей-либо балет, частично его сокращали, слегка изменяли несколько номеров, иногда добавляли что-нибудь, и тогда писалось в программах «вновь поставлен балетмейстером таким-то».

С точки зрения юридической, такой поступок является полным правонарушением автора, и будь в законе точное указание об охране авторского права на хореграфическое сочинение,