искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—92

однако, на участь «артистического исполнения», т. е. явления временного и пропадающего для потомства, как дым.

Идея закрепления хореграфического творения вот уже 350 лет как занимает многие умы. Впервые мысль о записи движений человеческого тела при помощи особых знаков возникла в 1567 году у французского аббата Жана Табуро, который под псевдонимом Туано-Арбо выпустил в свет книгу «Orchesographie», где вполне естественно, исходя из ближайшего родства музыки и танцев, взял в основу пять линеек нотного стана и обозначение движений знаками, употребляемыми в музыке. Система Туано-Арбо впоследствии подверглась целому ряду изменений и усовершенствований, над которыми работали Фелье, Дюпре и даже сам Новерр. Ввиду необходимости обозначать, помимо движения ног, также движения рук, головы и корпуса пришлось внести массу дополнительных знаков, что для изучения этой системы представило много трудностей и сделало ее весьма непопулярной.

Несколько видоизменил основной принцип системы А. Сен-Леон, а в 1891 году эту систему уже значительно удачнее разработал русский танцовщик В. И. Степанов, специально командированный в Париж для изучения методы Сен-Леона в одной из школ, где она преподавалась. Труд Степанова за его преждевременной смертью (1896 г.) остался не вполне законченным и несколькими годами позже был пересоставлен (в рукописи) бывшим режиссером балета Н. Г. Сергеевым, в каковом виде даже введен в преподавание в Государственном Театральном Училище.