II—89
европейских музеях и библиотеках быт и характер своих персонажей и не ставил ни одного характерного танца, не ознакомившись со всеми его особенностями на его родине или на подлинном исполнении танцоров-туземцев.
Петипа с 1847 по 1903 год сочинил, поставил и реставрировал на наших сценах 66 балетов, целый ряд дивертисментов и танцев в операх, причем быстрота его работы была исключительна: так, громадный балет «Дочь фараона» Петипа скомпоновал, разучил и поставил всего в шесть недель...•
Об исключительном даровании и творениях Петипа существует довольно обширная литература в виде книг, брошюр, монографий и тысяч газетных статей и отчетов. Личность этого художника и его труды освещены достаточно ярко.
Ближайшим помощником и сотрудником Петипа явился талантливый Л. И. Иванов, прекрасный танцовщик в молодости, прошедший в балете все должности и ранги и обладавший широкими познаниями и опытом.
Иванов явился автором большей части «Лебединого озера»•, «Щелкунчика»•, «Волшебной флейты»• и др. балетов. Помимо сотрудничества с Петипа, Иванов работал и самостоятельно, поставив несколько балетов, из коих крупнейший «Дочь Микадо»• (1897 г.).
Оскудение классической формы хореграфии началось особенно рельефно с первых годов XX-го столетия. Хотя неудачу «Волшебного зеркала»• следует приписать не столь балетмейстеру, сколь либретисту, художнику и даже отчасти композитору, но уже и в этом балете начала сквозить исчерпанность формы и повто-