искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—88

Благодаря Сен-Леону добилась мирового признания наша танцовщица Надежда Богданова, оставившая такой крупный след в истории русского балета. Сен-Леон немало поработал и над хореграфической азбукой, т. е. системой записи танцев.

Почти одновременно с Сен-Леоном, на той же сцене Парижской Большой оперы и позже на русских столичных, работал Жюль Перро, поставивший в Петербурге и Москве 19 балетов. Его «Катарина», «Наяда и рыбак», «Фауст» и в особенности «Корсар» и «Эсмеральда»  явились настоящими перлами хореграфии. Перро бесспорно следует считать учителем Мариуса Петипа. Последний явился сначала сотрудником, а впоследствии наследником и продолжателем Перро.

Деятельность Мариуса Петипа явилась краеугольным камнем мировой славы русского балета. Его вдохновенному таланту всецело обязана отечественная классическая школа своим ростом и значением. Эпоха, созданная Петипа, в русском балете незабываема, и большинство творений его, даже без участия пресловутых записей, сохранится еще долгие годы передачей из поколения в поколение. Это первый балетмейстер, сочинения которого исчисляются не десятками, а сотнями представлений при полных сборах.

Размах художественной фантазии Петипа был колоссален. Сюжеты его балетов исчерпали характеры наций от полярных стран до Египта и от Индии до Бретани. Все крупнейшие политические события имели отражение в творениях Петипа, но, будучи педантом, он перед каждой постановкой детально изучал в