искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—12

под личным наблюдением автора, исполняется «Парсифаль», «торжественное священное сценическое представление» (Ein Bühnenweihfestspiel), как назвал Вагнер свое последнее произведение, достойно завершившее творчество гениального немецкого композитора (Вагнер умер внезапно, от разрыва сердца, 13 февраля 1883 года).

Таким образом, в «Парсифале» мы можем видеть выполнение заветной мечты художника, носившейся в его воображении в течение очень многих лет: вот почему в музыке этой оперы чувствуется такая непосредственная сила и искренность творчества, поразительные для композитора, проведшего столь бурную жизнь и приближавшегося к концу шестого десятка своих лет (Вагнер родился в 1813 году).

Текст «Парсифаля», как и тексты всех прежних его опер, написан самим Вагнером. Содержание «Парсифаля» следующее.

Титурель, «благочестивый рыцарь», защитник «чистой веры» от «хитростей и силы диких врагов», построил святилище для хранения священных даров, принесенных ему «посланниками Спасителя». Дары эти: чаша, из которой пил Христос во время Тайной вечери (в нее собрал Иосиф Аримафейский кровь Христа, когда воин пронзил копьем ребра Распятого), и самое это копье. Для хранения этих священных предметов Титурель воздвиг «в горах северной части готической Испании» замок Монсальват и собрал вокруг себя рыцарей, хранителей Граля (Священной Чаши), образовавших особый рыцарский орден. Назначение этих рыцарей — бороться оружием с врагами чистой веры, «свершать деяния Спасителя», «изгонять зло, платя за него добром». Рыцари получали силу и бессмертие, причащаясь ежедневно крови и телу Спасителя во время богослужения, совершавшегося Титурелем над Чашей (она и есть Граль).