искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—11

ника Клингзора, в «Китеже» — в исчезновении самого победителя, града Китежа, — воскресающего к новой жизни в «селеньях праведных», где «царство светлое нарождается, град невидимый созидается».

Музыкальное построение «Парсифаля» и «Китежа» очень сходно — это «вагнеровская» разработка основных лейтмотивов, выражающих людские характеры или символизирующих явления и вещи; но и у Вагнера, и у Корсакова мы видим чрезвычайно любопытный разлад между музыкой и текстом, разлад, зависящий от силы и качества творческого дарования, а также от личных переживаний обоих композиторов.

 

 

Личность Христа занимала воображение Вагнера с самого начала его творчества. Уже в 1848 году, т. е. в период его революционного настроения и увлечения сочинениями Фейербаха (ему Вагнер посвятил свое сочинение 1849 г. «Das Kunstwerk der Zukunft»), Вагнер написал набросок религиозной драмы «Jesus von Nazareth», и к религиозным темам он возвращался неоднократно. С легендой о «Парсифале» Вагнер познакомился в том же 1848 году, работая над своим «Лоэнгрином», когда композитор изучил поэму Вольфрама фон-Эшенбаха (миннезингера, умершего в 1220 году), в которой описан и замок Монсальват и священный Граль. Но только весною 1857 года, в самом разгаре работы над «Тристаном» Вагнер, под впечатлением настроения Страстной недели, создал первый набросок драмы «Парсифаль». Прошло еще 20 лет, и Вагнер вновь берется за оставленный им сюжет религиозной драмы: в конце 1877 года появляется в печати текст «Парсифаля»; в апреле 1878 года окончена уже музыка первого акта (в эскизе), через год окончена вся опера (в эскизе), 13 января 1882 года окончена партитура, и 26 июля того же года в Байрейте впервые,