искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—167

Неизданные письма Тургенева. В вышедшем восьмом сборнике «Слово» опубликованы шесть неизданных и до сих пор не известных писем И. С. Тургенева. Причина возникновения переписки — обращение к Тургеневу О. К. Гижицкой с просьбой об оценке ее произведения. Тургенев, не оставлявший без ответа ни одного письма, и на этот раз обещает «прочесть рукопись со вниманием и сказать откровенную правду».

На одном из писем, именно на первом, от 20 (8 июля) 1877 г. можно найти отпечаток тогдашнего настроения Тургенева. Письма эти писаны до «примирения» Тургенева с русским обществом, и некоторый налет горечи здесь слышится. Тургенев обещает в случае обнаружения в рукописи достоинств отрекомендовать ее «Вестнику Европы» — единственному журналу», — пишет он, — «в котором моя рекомендация имеет еще некоторое значение».

Из других характерных для Тургенева черт можно отметить отношение его к чистоте языка. Всякая неправильность, всякая небрежность в обращении с русским языком резали тонкое ухо старого писателя. Такие выражения, как «происходят из незнания» вместо «от незнания» — «ставить в упрек» вместо «в вину» — для него недопустимы. На это он советует «обратить самое настойчивое внимание».

Можно отметить ответ Тургенева на просьбу его корреспондентки рекомендовать ей книги для чтения. «Если Вы знаете по-английски или по-немецки», — пишет он, — «возьмитесь за Шекспира, или за Гете, или за Гомера. Из русских писателей больше всего изучайте Пушкина». Большого внимания заслуживает указание Тургенева на слог. (Письмо от 7 июля (28 мая) 1878 г.) «Вы иногда впадаете в тот особенный слог,» — пишет он, — «который я позволил бы себе назвать журнальным и которого каждый добросовестный писатель тщательно должен избегать. Слог этот отличается какой-то хлесткой небрежностью и распущенностью, неточностью эпитетов и неправильностью языка». Как пример, Тургенев приводит выражения «против этой неожиданности», — «чистейшее негодование», «перещеголять нежность» и др.

В заключение Тургенев дает своей корреспондентке ценное наставление — «положить себе правилом: при передаче собственных мыслей и чувств не брать сгоряча готовых, ходячих (большей частью неточных или приблизительно точных) выражений, а стараться ясно, просто и сознательно верно воспроизводить словом то, что пришло в голову».

Это наиболее интересное место в письмах к Гижицкой, в общем сравнительно малоценных. Тем не менее, можно выразить благодарность редакции сборника за помещение их, ибо если они малоценны по содержанию, то одной ценности у них отнять нельзя — они письма Тургенева.

Л. У.