искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I165

темных сторон народной жизни авторы иногда приближаются к реализму Л. Толстого в его «Власти тьмы». Но повторяем, что с художественной стороны эти безвестные произведения, интересные со стороны бытовой, крайне слабы.

В 90-х г.г. авторы, по большей части, изображают быт русской интеллигенции и мелкого чиновничества. Интересно, что одна из пьес подверглась запрещению только за то, что в ней действительный статский советник в отставке был назван тунеядцем.

Освободительное движение 1905—1907 г.г. оказало огромное влияние на продуктивность творчества русских авторов. За это время написано было бесконечное количество пьес. Студенческое движение, забастовки, волнения рабочих и крестьян, террористические убийства и покушения, обыски и жандармы — все это отразилось в произведениях многочисленных авторов и, как видно из чтения, ими было горячо воспринято. И нужно отдать справедливость, некоторые из этих произведений, несмотря на неумелую литературную обработку, не лишены известной занимательности.

В противовес пьесам авторов, воплотивших в своих произведениях горячую любовь к свободе, нужно отметить пьесы реакционного характера, где революционеры и люди либеральных взглядов изображены мрачными красками, в виде карьеристов, преследующих только свои личные цели. Ср. пьесы г-жи Жуковской — «Особняк» и Прошинской «В поисках счастия». Эти пьесы относятся к 1908—1910 гг.

В период 1910—1914 гг. пьесы из эпохи освободительного движения встречаются реже, их заменяют явно бульварные пьесы в стиле произведений г-жи Вербицкой и романов издававшегося в то время «Синего Журнала». Разбираются «вопросы пола» и описываются «Лиги смерти». Жизнь русских революционеров в них трактуется главным образом со стороны ее занимательности, приключений революционеров, их побегов из тюрем, т. е. со стороны так называемой «пинкертоновщины».

Таким образом, по разобранным пьесам можно было следить о настроениях русского общества за последнее 50 лет.

Что же касается литературных течений, то, кроме «народничества», если его взять как литературное направление эпохи, они отразились на пьесах крайне слабо. Нужно отметить, что авторы за это время писали главным образом бытовые пьесы. Некоторое влияние имел Чехов (ср. «Бабушкин сад» Черешнева и др.). Модернизм в общем мало повлиял на творчество наших многочисленных авто-