искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—164

архивный материал. Помощником заведующего Архивом назначен Д. И. Лешков.

 

Новые пьесы и ноты.

 

Гинзбург, И. Я. У сына. Драма в 3-х действиях, П. 1919 г. 8°. 32 стр.

Керженцев, В. Творческий Театр. Пути социалистического Театра. П. 1919 г. Изд. 2-е. 88 стр. 5 р.

То же. М. 1919 г. Изд. 3-е 80 стр. 5 р.

Стенька Разин. Новая драматическая опера. Полный текст. Либретто Ф. Т. Кожевникова. Музыка С. А. Траилина. Казань. 1919 г. 8°. XV стр. 1 р. 50 к.

Хлопов В. О. «Гнездо сутенеров». Пьеса в одном действии. Казань. 1918 г. 8°. 30 стр.

О новом поступлении пьес в Центр. Библ. Русск. Драмы. По поручению Репертуарной Секции Театрального Отдела Комиссариата Народного Просвещения автору настоящих строк пришлось просмотреть большое количество пьес русских писателей за последние пятьдесят лет, поступивших в Центр. Библ. Русс. Др. Огромное большинство пьес с точки зрения эстетической и художественной не имеет никакого значения, зато для истории русской общественной мысли и истории русской культуры они представляют огромный интерес. Совершенно никому не известные авторы сумели воплотить в своих произведениях чаяния, стремления и идеалы русского общества.

Берем 70-ые годы. Авторы пытаются клеймить так называемое «высшее общество» (ср. пьесу Мюнье «Свет и Тьма») и, как противоположность ему, выставлять русскую учащуюся молодежь с ее идеалистическими стремлениями. Конечно, подобного рода пьесы были запрещаемы цензурой. В пьесах 70-х г.г. мы впервые сталкиваемся с типом женщины, стремящейся уйти от зависимой жизни в патриархальной семье и выбиться на самостоятельную дорогу.

В 80-ых г.г., очевидно, под влиянием существовавших в русском обществе в это время «народнических» течений, авторы начинают живописать народную жизнь. И эти бесхитростные описания часто умеют вернее обрисовать народную жизнь и народную душу и глубже схватить их сущность, чем произведения писателей с большими литературными именами, напр. Потехина, где, несмотря на художественность изложения, народные типы кажутся неестественными и «подрумяненными»; здесь в изображении