искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—153

преимущественно молодежь. Мне пришлось участвовать в «Шутниках». Несмотря на то, что эта пьеса принадлежит перу Островского, некоторые артисты не потрудились даже выучить роли. В субботу был спектакль, а в пятницу актер еще не знал роли. Критика была своего рода кнутом для артистов, и актер, зная, что ему за такое отношение к Островскому могло бы «влететь», никогда не осмелился бы позволить себе такой поступок. Не могу не сделать упрека и режиссерам, решающимся, как теперь это часто бывает, ставить пьесы с одной репетиции. Критика и их, вероятно, не погладила бы по головке.

А. И. Долинов.

— Едва ли нужно доказывать пользу, которую театральная критика приносила артисту. Даже самая неавторитетная, мало компетентная критика заставляла артиста следить за собой, не позволяла ему относиться к делу кое-как. Одно только сознание, что кто-то наблюдает за твоей работой, что кто-то замечает и отмечает твои дефекты, — невольно вынуждало артиста строже относиться к себе, быть постоянно начеку.

Я. О. Малютин.

— По вопросу, который вы затрагиваете, мне пришлось говорить с многими из моих товарищей, и мнения были совершенно противоположные. В то время как одни говорили, что без театральной критики «никак нельзя быть», что она приносила актеру много пользы, много верных указаний и заставляла его постоянно работать над собой, — в это же время другие мои товарищи заявляли, что без прессы они чувствуют себя гораздо лучше, что театральная критика всегда нервировала, волновала артистов, мешала им спокойно работать. Я лично могу сказать, что при той интенсивной работе, которая выпала на мою долю в минувшем зимнем сезоне, отсутствие прессы было большим для меня ущербом. Я хочу сказать, что в смысле имени, в смысле популярности, которую печать невольно создает артисту, отмечая его выступления, — зимний сезон прошел для меня совершенно безрезультатно.

И. Ф. Кшесинский.

— Без критики очень тяжело работать. Начать с того, что многолетняя привычка читать на другой или на третий день в газетах отзывы о твоей игре — привычка эта до такой степени сделалась необходимой вещью для каждого, хоть немного интересующегося своими успехами артиста, что первое время без прессы было очень трудно. Я нахожу, что критика направляла артиста на верный путь. Если мнения рецензентов часто бывали разноречивы, иногда даже совершенно противо-