искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—148

Анисья — Хлебникова, Акулина — Савина, Анютка — б. артистка балетной труппы, а в то время воспитанница Трефилова, Матрена — Стрепетова, Марина — Пащенко, Никита — Сазонов, Петр — Трофимов, Митрич — Варламов. Для постановки «Власти тьмы», как сообщал нам «Ежегодник», был командирован в Тульскую губернию проф. М. А. Шишков, который привез ряд эскизов, а заведующий бутафорской частью приобрел на месте подлинные крестьянские костюмы и аксессуары. Но ни костюмы, ни декорация впоследствии не удовлетворили многих из зрителей. С. А. Толстая, видевшая «Власть тьмы» на Александринской сцене, писала, между прочим, Н. С. Васильевой 10 декабря 1895 года: «Она («Власть тьмы») прекрасно сыграна, и только один упрек можно сделать, что костюмы и декорации были очень плохо обдуманы, и не соблюден характер местности. В нашем Московском Малом театре Вальц (см. об этом Бирюч, 1919 г. № 11—12, стр. 10З, 104) художественно, умно и необыкновенно верно поставил декорацию, и все было сделано, чтобы придать один и тот же характер одной и той же местности.

Очень рада, если обратили на это внимание у вас в Петербурге, а об игре артистов (кроме Матрены) можно сказать, что многие играют в Петербурге гораздо лучше, чем у нас…». Матрену в Петербурге при первой постановке играла Стрельская, в Москве эту роль взяла на себя Садовская.

Роль Акима, несомненно, самую трудную и требующую прекрасного знания быта, точного воспроизведения областного выговора, взял на себя Свободин. За указаниями он обратился к самому Л. Н. Толстому, и от него получил ответ, в высшей степени интересный. Даты на самом письме не имеется. Сохранились лишь почтовые штемпеля на конверте: Москва, 5 марта, 1887 г., и Петербург, 6 марта 1887 года. Адрес написан Л. Н. Толстым: Петербург, Колокольная 6, Павлу Матвеевичу Свободину.