искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—107

скую деятельность, заслуживают большого внимания, чем им отводилось до сих пор. Если в них нет оригинальности сюжета, нет новой трактовки драмы, то они все же написаны с несомненным знанием сцены и тогдашней драматической теории. Это не был только писатель-любитель, дилетант, каковых в XVIII веке было достаточно. Крылов серьезно готовился к карьере драматурга, изучая лучших тогда писателей. Долго он искал тот путь в области драматического творчества, какой был бы более свойственен ему — пробовал силы и в трагедии, исторической опере, но создал наиболее любопытные произведения в области бытовой комедии, где мы находим не только ценность в быте («Кофейница»), но и ценность характеров, даже их типичность («Лентяй»); в области бытовой комедии он умел подмечать черты жизни, наиболее характерные не только для времени («Урок дочкам», «Модная Лавка», «Кофейница»), но и черту общенациональную («Лентяй»), и надо сказать, если широкие картины жизни и крупные характеры не всегда ему удавались (Сумбуров — «Модная Лавка», Велькаров — «Урок дочкам»), то мелкие персонажи, особенно народной жизни, были у него удачны и заслуживают внимания (Антон — в «Модной Лавке»; Василиса — в «Уроке дочкам»). Живость же действия, знание языка, его разнообразие, давала его персонажам возможность сглаживать те недочеты его комедий, какие можно отметить в композициях пьес.

В то время, когда русский театр был заполнен переводными пьесами, переделками иностранных, — пьесы Крылова из русской бытовой жизни могли бы быть и были («Модная Лавка», «Урок дочкам») одними из немногих, которым упрека в незнании русской жизни было сделать нельзя. Проповедник русских начал в жизни, каким он представляется в своих журналах и баснях, Крылов был им и на поприще своей драматической деятельности.

Л. Ильинский.