искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I97

Трумф — по форме своей фарс-пародия. Странно, конечно, видеть в ней что-либо политическое, как одно время оценивали этот фарс. Создатель политического памфлета-повести (Каиб) Крылов в Трумфе дал лишь юмористическую сценку, скорее сказочно-народного характера. Конечно, можно говорить о сходстве в отдельных чертах Трумфа и его войска с гатчинцами, но это могло быть и совершенно невольно. В остальном же мы не найдем ничего реально-жизненного. Это скорее отдельные психологические характеры — труса (Слюняй), беспечного человека (Царь Вакула), узкого фрунтовика (Трумф) и т. п. — характеры, поставленные в юмористическую обстановку. Очень умело подмечены Крыловым те трагикомические моменты, которые ярче всего рисуют обыденные характеры, — то, что Крылов в письме к Соймонову называет: «не совершенно трагическое, но сделанное для умножения страха комическому лицу». При всем трагизме положения Слюняя в момент его объяснения с Трумфом, нельзя от души не хохотать над последней, несколько вольной его фразой.

 

Пьеестная князьна. Я медьить не зеяю,

И в цейковь я тотцас вас всех пеегоню,

Да тойко напеед кой-сто пееменю.

 

Необходимо отметить одну черту внешнего комизма, выдержанную Крыловым, — это подражание ломанной русской речи немца Трумфа и шепелявости Слюняя.

Все это вместе взятое создает даже при чтении неизгладимое впечатление от этого блеска юмора Крылова и выделяет эту живую сценичную пародию из ряда других произведений писателя.

Драматическая деятельность Крылова была вообще удачнее в XIX веке. Талант Крылова, несомненно, созрел и окреп. И мы видим ряд произведений в сценическом отношении удачных. Крылову удается уже и видеть свои пьесы на сцене, сначала домашней.