искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—32

род узнают страшную весть о нашествии татар на Малый Китеж и о пленении Февронии. Еще страшнее узнать, что именно Феврония ведет татар на Великий Китеж. Князь Юрий призывает народ молиться о спасении «Владычице, Китежа Заступнице Небесной». Княжич Всеволод просит отца отпустить его в бой «за хрестьян, за веру русскую положить свои головушки». Всеволод с дружиною уходят в поле, а оставшиеся молятся, и по молитве их на Китеж спускается золотистый туман, делающий град невидимым под тихий звон колоколов, которые «сами собою загудели».

Во второй картине этого акта мы видим татар, пробравшихся сквозь густой лес в темную ночь на берег озера Светлого Яра, противоположный тому, где стоит Великий Китеж. Татары привязывают Гришку к дереву до утра, а сами начинают делить добычу. Бурундай и Бедяй, татарские богатыри, ссорятся за Февронию, и Бурундай убивает Бедяя. Татары, охмелев, засыпают. Гришка умоляет Февронию развязать его, и от него Феврония узнает, что он велел всем сказывать на нее, что она ведет татар. В ужасе спрашивает его Феврония: «Гриша, ты уж не Антихрист ли?». Низость Гришки все же не останавливает Февронию, и она, зная, что татары казнят ее, все же освобождает Гришку. Гришка хочет бежать, но рассвет озаряет противоположный берег, и Гришка видит там, где стоял стольный город, пустое место, а город скрылся в воде под берегом, и оттуда несется торжественный звон церковных колоколов. Этот звон и вид подводного города потрясают ужасом самое существо Гришки, и он с диким воплем убегает, увлекая за собой Февронию. Проснувшиеся татары при виде преображенного города разбегаются во все стороны: «Прочь бежимте! Прочь товарищи! Прочь от мест сих, от проклятыих! Не случилось бы недоброго! Он велик... Ой, страшен русский Бог!».