искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—18

Именно «простота» Парсифаля и наводит Гурнеманца на мысль, что этот юноша, если он чист, и есть тот, который спасет Амфортаса. Гурнеманц ведет юношу в замок Монсальват, где Парсифаль присутствует при богослужении и видит страдания Амфортаса. Здесь во второй раз в сердце Парсифадя пробуждается сострадание, но ум его еще закрыт облаком незнания, и Гурнеманц грубо выпроваживает его из храма, рассерженный своей ошибкой.

Чтобы сознание Парсифаля просветлело до познания истины, необходимо подвергнуть его искушению женской прелести, и, только победивши плотскую страсть, доказав свою «чистоту», он получает силу исцелить болеющего Амфортаса и отпустить ему его грех.

Парсифаль попадает (второй акт) в волшебный сад Клингзора, где его чувственность испытывается чарами Кундри, погубившей уже Амфортаса.

Кундри — загадочное существо, воплощающее в себе адские чары Венеры и в то же время черты христианского служения ближнему, заимствованные Вагнером из образа Марии, сестры Марфы (Ин. 12, 3). Соединение в одном лице таких исключающих одно другое свойств характера достигается Вагнером тем, что Кундри ведет двойное существование: когда она в обители Граля, она добродетельна, когда она во власти Клингзора — она воплощение греха.

Клингзор, вызывая ее к себе чарами волшебства, говорит:

«Тебя, безыменную, зовет твой повелитель: прародительница дьявола? Роза ада! Была ты Геродиадой, и чем еще? Гундригия там, Кундри здесь: сюда!» И Кундри повинуется ему против воли, с величайшим сопротивлением. Подпавшая под власть Клингзора Кундри, получая другой вид, забывает, что она служила рыцарям Граля. Почему Клингзор имеет власть вызывать к себе Кундри, но не может ее удержать совсем, из текста вагнеровской драмы нельзя