искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 19/20

19/20—355

Это эпоха средних веков... Личности нет. Она погибла под развалинами великолепных зданий, творений природы и рук человеческих. Разрушены целые государства древнего мира, уничтожена цивилизация, создававшаяся тысячелетиями...

Тело одели в темные, для всех одинаковые одежды, сдавили ликование молодости во имя одной идеи — служения Богу Христианства.

И позабыли учителя и пастыри Божии, что когда-то их предки ради этой самой идеи пели и плясали, веруя более цельно и проникновенно в Бога-Творца... А душа человеческая, душа вечная и нетленная, рвалася по-прежнему в высь. Освободиться от земного притяжения, стать в мыслях легкой и вольной, как птица, — вот мечта, общая всем лучшим умам.

Время неуклонно шло вперед… Пытливый ум жаждал все новых и новых знаний. Один за другим медленно спадали покровы тяготы, и в наши дни Терпсихора, трепеща от радости обновленного бытия, предстала перед человеком. Взглянула на окружающих, и задрожало от ужаса и холода ее прекрасное тело.

Из знойной вечно-юной Эллады, страны, где люди весенни, как и природа, перенеслась она в Россию, холодную и угрюмую равнину.

Не видел ее любовный взор бронзовых мускулистых тел. Выродились формы, вырождаются мысли. Судьи снисходительно «допустили» воскресшую богиню.

И вот осталось всего немного представителей потомков древнего рода людей, здоровых духом и телом. Вы из их числа.

Пройдут года, и вы все очутитесь на различных ступенях скороспелого общественного мнения.

Смотрите зорко вперед и вы увидите то, чего раньше не замечали.

Перед вами маленький Храм. Тернистым кустарником заросла дорога к нему. Это — полузабытая Часовня забытой Богини-Терпсихоры. Когда-то широкий путь, всем знакомый, вел к большому Храму, от которого остались только развалины и эта часовня.

Четыре колонны поддерживают ее.

Законы любви, любви действенной, — начертаны на первой. Труд и терпение — требуют две другие. Вера, вдохновляющая на титаническую работу: завет мудрых золотыми буквами написан на мраморной доске четвертой колонны.

Немного жрецов и жриц в Храме. Так немного, что по пальцам можно их перечесть. И устали они. Только на поддержку Пламени есть еще силы. Когда же они робко поднимают куски, пытаясь восстановить разрушенное, падают камни из рук. И молятся они у Огня, прося дать им молодость и прежние силы.