искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 19/20

19/20—339

тору театров тогдашние записные театралы, конечно, хорошо знали; однажды, когда Андреянова, будучи в заметно интересном положении, рискнула танцевать в опере Мейербера «Роберт-дьявол», где, как известно, балерина появляется из гробницы и танцует на кладбище, — один остряк сказал: «ну и молодец же наш Гедеонов, просто чудотворец, он “сущим во гробе живот даровал”»*…

В 1848 году, несмотря на противодействия Гедеонова, не желавшего создавать Андреяновой сильную конкуренцию, — все же в Россию попала знаменитая Фанни Эльслер, покорившая перед тем всю Европу своим талантом. Три года ее гастроли в Петербурге и Москве пользовались исключительным успехом и даже примирили враждующие партии поклонников балета. Эльслер поражала зрителя реальностью драматической игры и большой редкостью для немки — экспрессией и огнем в танцах. Для Эльслер ставил балеты приехавший в 40-х годах известный парижский балетмейстер Жюль Перро, создавшей такие неувядаемые перлы хореографии, как «Катарина», «Корсар», «Эсмеральда» и др. Вообще, конец 40-ых и 50-ые года были на редкость урожайны балетными талантами. В 1847 году прибыл из Франции и Мариус Петипа, в прямом смысле слова создатель и творец всего современного русского балета. Деятельность этого исключительного художника хореографии обняла период времени в 58 лет и создала эпоху в истории русского театра. Наш балет своей мировой славой обязан преимущественно громадному таланту Петипа, который поставил в Петербурге и Москве 63 балета, 5 дивертисментов и танцы в 34-х операх. Поскольку это колоссальный труд, и какая нужна неиссякаемая фантазия — судить легко.

История 50-х и 60-х годов в балете пестрит такой массой громких имен, как Карлотта Гризи, Т. Смир-

 

 

 

 

 

 

 

* В воспоминаниях Алексеева об этом рассказано несколько иначе.

Ред.