искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—296

К СВЕДЕНИЮ

Заметка А. Шульца.

14 минувшего февраля исполнилось пятидесятилетие со дня постановки на сцене Мариинского театра первой оперы недавно скончавшегося Ц. Кюи «Вильям Ратклиф». Первыми исполнителями оперы были: Мак Грегор — Васильев 1, Мария — Платонова, Маргарета — Леонова, Дуглас — Никольский и Ратклиф — тогда только что начинавший свою блестящую карьеру знаменитый баритон И. А. Мельников. Опера успеха не имела. Сам автор объясняет неуспех своей первой оперы неприязнью к нему, как критику, ратовавшему за новую русскую школу и писавшему против царившей тогда итальянской оперы, со стороны критиков другого лагеря и большинства поклонников итальянской оперы, а также и новизной форм его оперы, где вместо обычных арий с обязательными andante и allegro были рассказы в свободной форме и введены лейтмотивы героев оперы (Ежегодник Импер. театров 1910 г. вып. I, стр. 18 и 19). Это, конечно, не значит, что опера не будет иметь успеха и в настоящее время. Ведь и популярнейшая и любимейшая широкой публикой опера Вагнера «Тангейзер» была при первой постановке в Париже в 1869 г, освистана. «Ратклиф» имеет важное значение в истории нашей государственной оперы — это была первая ласточка новой русской школы, так называемой «могучей кучки». За ней последовали «Каменный гость» в 1872 г., «Псковитянка» в 1873 г. и «Борис Годунов» в 1874 г. Уже по одному этому «Ратклиф» заслуживает возобновления и юбилейного празднества, хотя бы задним числом.

Вообще к отечественным операм и их авторам со стороны государственной оперы, за некоторым исклю-