искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—275

ность Глука. «Раз возможно получит, — говорил он, — столько наслаждения в течение двух часов, — я признаю, что жизнь способна быть на что-нибудь пригодной».

Раздраженная триумфами Глука «итальянская партия» в Париже решила противопоставить ему достойного соперника. По настоянию влиятельной графини дю Барри в Париж был выписан Николо Пиччини — самый выдающийся в то время итальянский оперный композитор, который повсюду покорял меломанов целым рядом своих комических опер. Трагическое же и героическое было гораздо менее по плечу его милому, непринужденному, но и легковесному таланту. Между тем для Парижа ему предложили написать оперу на то же либретто, которое только что взял себе Глук (в этом и заключалась интрига итальянской партии). Последний был взбешен идентичностью сюжета своей «Армиды» и пиччиниевского «Роланда»; он написал статью, в которой резко нападал на своего соперника. Эта статья и послужила началом знаменитой в истории музыки войны глукистов с пиччинистами.

Зимою 1776 г. Пиччини, не знавший ни слова по-французски, прибыл в Париж, где он должен был почувствовать себя чужим и одиноким. В противоположность Глуку, прирожденному борцу и полемисту, — этот застенчивый, миролюбивый человек держался лично вдалеке от партийных схваток, — его имя было искусственно втянуто в борьбу итальяноманами.

В первую очередь попала на сцену новая опера Глука (1777). Несмотря, однако, на многие бесспорные красоты свои, «Армида», вопреки надеждам автора, не встретила особенно горячего приема. Известный критик итальяноман Ла Гарп, поддержанный Мармонтелем, Даламбером и другими, сильно обрушился на нее, — адепты Глука и он сам парировали еще сильнее. Буря партийных страстей разразилась, и весь Париж разделился на два враждебных лагеря. В театре глукисты занимали места под ложею королевы, пиччинисты стояли под ложею короля.