искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—266

близко и понятно всему человечеству, восприимчивому к «нашей» — европейской музыке.

Христоф Виллибальд Глук родился 2-го июля 1714 года в местечке Вейдеванг близ чешской границы. Отец его служил лесничим в имении кн. Лобковича, который взял будущего композитора под свое покровительство. Это дало даровитому мальчику возможность изучить в Чехии начала музыки и получить приличное общее образование. С течением времени Глук, всегда отличавшийся серьезной вдумчивостью и твердой волей, основательно пополнил свои познания в литературе, — что было необходимо этому музыканту, отдавшему свой талант на сознательное служение театру.

Однако его школьный возраст протекал в Праге среди изрядных лишений. Почти ребенком он должен был зарабатывать себе хлеб уроками скрипки и виолончели. Судьба улыбнулась Глуку, когда ему исполнилось 17 лет: она устроила его в Италии. Под руководством Сан-Мартини в Милане юноша быстро изучил искусство композиции; — изучил совершенно достаточно, чтобы приступить к сочинению итальянских опер в духе и стиле того времени. Следует тут же отметить, что и в зрелом возрасте его техника музыкального сочинения, будучи вполне свободной и часто необыкновенно изобретательной, как средство достижения того или другого драматического акцента, — с чисто музыкальной точки зрения никогда не отличалась особым, изысканным мастерством, тонкостью и разнообразием. В гармониях Глука попадаются жесткости; а контрапунктом, напр., и его сложными рисунками он почти не пользовался, — в музыке его доминирует гомофония. Но там, где мы имеем дело с индивидуальностью большого, оригинального художника, — такие технические «дефекты» только характерны для нее и потому интересны, как известные черты (хотя бы и отрицательные), дополняющие рисунок артистической личности.