17/18—263
утесе маска Персея со смуглым лицом, длинными, на лоб опущенными волосами, в шлеме; внизу — меч и сумка; направо — наверху скалы маска прикованной Андромеды; ниже — маски ее родителей Кефея и Кассиопеи; посредине высовывает голову из моря морское чудовище, которое грозит Андромеде. О последнем упоминает Еврипид в трагедии «Андромеда»: «Из Атлантической пучины выдвигается чудовище». А в другом месте той же трагедии читаем:
«Что за скала там пеною морской
Осаждена? Ты скажешь: образ девы,
Искусною рукою иссечен,
Свою красу влагает в камень»...
На этой картине соблюдено даже символическое изображение левой и правой стороны. Персей, как чужеземец, является на сцену с левой стороны и притом опускается сверху; родители Андромеды изображены с правой стороны, так как они у себя дома. Типы комических масок представляли обширное поле для фантазии. Маски древнеаттической комедии изображали большею частью карикатурные портреты осмеиваемых в пьесе личностей, как, напр., Клеона, Сократа, Еврипида и т. п. Характер новой комедии, напротив, требовал точного разграничения отдельных ролей; поэтому маски должны были изображать определенные типы, которые, в свою очередь, представляли большое разнообразие оттенков. Упомянем следующие типы комических масок:
Главный старик (как у нас говорят: jeune prémier•). Полидевк описывает данный тип в следующих словах: «Главный старик имеет венок из волос кругом головы; нос у него горбатый, лицо плоское, правая бровь приподнята». Сохранилось подобие одной комической маски, на которой левая бровь менее закруглена, чем правая, и каждая половина дает различное выражение лица. Если актер поворачивался к зрителю правой стороной лица, последнее выражало разгневанного отца. Когда настроение действующего