искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—261

параллельно с развитием драмы вообще. Совершенствуясь постепенно, после строго архаической формы маски мало-помалу принимают более выразительные черты и в конце концов уже приближаются к настоящей действительности. Внешний вид и форма маски были рассчитаны на расстояние: игнорируются тонкости и мелочи, выдвигается на первый план самое типичное. Чтобы способствовать усилению голоса, рот раскрывался возможно больше, в комедии же он принимает даже уродливые размеры. Отверстия для глаз делались настолько больше, что через них были хорошо видны самые глаза актера, выражение которых могли подмечать зрители. Маски прикрывали не только лицо, но и заднюю часть головы, но бывали маски, прикрывавшие лишь одно лицо. Что касается размеров масок, то в V столетии они были более или менее пропорциональны фигуре и росту действующего лица. В более позднее, однако, время среди других мер, служивших для возвышения роста, стали прибегать к поднятию прически над лбом посредством высокого треугольника. Это так называемый онк, высота которого менялась сообразно со значением того или другого действующего лица: чем лицо было выше по своему положению, тем онк был больше.

Для удлинения маски употребляли еще род головного убора — чепчика, так наз. «перикомон». С формами масок связаны и другие головные уборы, как шапки, шляпы с крыльями, платки и т. п.

Для постоянно повторявшихся в пьесах типов заготовлялись определенные маски, особенно с того времени, когда репертуар сделался более или менее постоянным, вследствие упадка поэтического творчества. Да и вообще надо заметить, что в большинстве случаев поэт создавал свои роли применительно к тому или другому типу маски.

Лексикограф Полидевк, современник императора Коммода, приводит в своей энциклопедии «Ономастиконе» названия многих типичных масок последних