искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—260

МАСКИ.

Статья С. О. Цыбульского.

 

Маски играли громадную роль в искусстве древних греков и римлян. Без маски немыслимо было представление трагедии, комедии, драмы сатиров. Маски дали обильный материал художникам, покрывшим живописью стены домов и зданий вообще. Маски или их подобие не потеряли до некоторой степени своего значения в народных представлениях и в настоящее время. Изображением масок, как символов или орнаментов, пользуется и современное искусство в декоративной живописи и архитектуре. Маска входит в цикл детских игрушек и составляет необходимую принадлежность общественных развлечений, именуемых маскарадами. К маскам все чаще и чаще прибегает современная сцена. В настоящей заметке будем иметь в виду только древнегреческую драму и ограничимся теми сведениями о масках, которые дают древние писатели и которые черпаем из памятников античной живописи и скульптуры.

Подобно тому, как и теперь на Украине во время Рождественского цикла игр деревенские парни, расхаживая с так называемой «козою» и наряжаясь «цыганами», намазывают лицо углем и из-под шапок опускают полоски разноцветных тряпок, имитирующих волосы, точно так же участники дионисовых празднеств в Греции имели обыкновение маскировать свое лицо, намазывая его виноградной гущей или прикрывая листьями. Отсюда, говорят, возник обычай надевать маски во время театральных представлений. Современник Солона — поэт, композитор и актер Феспис сначала гримировался во время исполнения создаваемых им ролей, а затем ввел постоянные маски; Эсхил усовершенствовал их устройство. Дальнейшее развитие масок идет