искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 15/16

15/16—227

уже давно вошла в программы симфонических концертов. Но в смысле характерного инструментального колорита, в смысле живой, сверкающей «разноцветности» красок — не только это шествие, а весь вообще «Петушок» является настоящим шедевром.

«Кащей Бессмертный» — небольшая, но тоже очень ценная и тонкая вещица. Эта «осенняя сказочка» состоит из трех маленьких картин, связанных между собою, т. е. идущих без перерыва музыки. Сюжет, основанный на известном мотиве о старом и злом Кащее, в данном случае и не претендует на какую-либо логику, кроме сказочной, и как бы даже щеголяет своей примитивностью, но удачно выдержан в русском народном духе. Он очень напоминает те незамысловатые, наивные сказочки, что старые няни в потемках рассказывают маленьким детям на сон грядущий. Кащей держит у себя в полону «царевну, ненаглядную красу», а Иван-королевич ее освобождает при содействии Бури-богатыря (ветра); молодая Кащеевна строит против Ивана-королевича разные козни и чары, точит даже на него булатный меч, но потом раскаивается и превращается в плакучую иву, а Кащей, при всем своем «бессмертии», конечно, погибает. Вот и все. Но так как этот сказочный эскиз изложен очень компактно, то зритель не успевает заскучать и вспомнить, что он — увы! — уже не младенец...

На этот сюжет Римский-Корсаков написал живописную музыку, которая способна чрезвычайно заинтересовать всякого музыканта и любителя музыкальных тонкостей. Она очень изобретательна и уже в самой структуре своей крайне прихотлива, фантастична, — что обусловливается сказочностью сюжета и что, в свою очередь, еще более настраивает вас на сказочный лад. Опера написана в ариозном стиле, но тоже с лейтмотивами. Однако тут и следа нет того удручающего «вагнеризма», который в современных операх нередко проявляется в виде слепого,