искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—176

В 1851 году 22 января Александринская сцена впервые увидела «Провинциалку». В роли графа Любина отличался В. В. Самойлов, Дарью Ивановну играла Самойлова 1, в пользу которой шел спектакль, Мартынов исполнял роль Ступендьева, Волков 1 играл Мишу, Волков 2 — мальчика, Васильевну — Штофферт, лакея графа — Антолини. «Провинциалка» Тургенева, говорит Вольф, «маленькая салонная пьеска, имела более успеха, чем его первые два более серьезные произведения (“Холостяк” и “Завтрак у предводителя”), вероятно, потому что в “Провинциалке” есть любовь и кокетство, эти необходимейшие элементы того времени... Сцена пения и потом объяснения в любви перезрелого волокиты, прерываемого ревнивым мужем, были исполнены с самым тонким комизмом».

В том же году 10 декабря шла комедия «Где тонко, там и рвется» в бенефис Самойловой 1.

Распределены роли были следующим образом: Либанова — Дюр, Вера —Самойлова 2, Mlle Bienaime Auguste, Морозова — Волков 1, Горский — Максимов 1, Мухин — Славин, Станицин — Степанов 1, Чуханов — Григорьев 1, Дворецкий — Фалеев, Слуга — Волков 2.

«Безденежье», сыгранное в 1852 г. , как и «Где тонко», успеха не имело.

Одновременно с постановкой в Московском театре шел «Нахлебник» и в Петербурге, где роль Кузовкина играл Васильев 2. Самойлов В. В. почему-то отказался выступать в этой роли.

Последней пьесой, увидевшей сцену, был «Вечер в Сорренто», поставленный в Петербурге в 1884 г. сначала в зале Минист. Иностр. Дел в пользу Красного Креста и 18 января 1885 г., сыгранный в Александринском театре в бенефис М. Г. Савиной.

Самым крупным драматическим произведением И. С. Тургенева является «Месяц в деревне». Впервые эта пьеса была поставлена в 1872 г. в Москве в бенефис Е. Н. Васильевой, исполнявшей роль Натальи Петровны, а ее дочь Надежда Сергеевна, председательница сегодняшнего торжественного собрания, играла Верочку.

В 1879 году «Месяц в деревне» шел в бенефис М. Г. Савиной на Александринской сцене. Тургенев, как всегда, охотно согласился на постановку своей пьесы, в сценические достоинства которой он мало верил. Пьеса имела огромный успех и вошла в репертуар театра. Одно из представлений посетил и сам автор, приехавший из Парижа. Спектакль был сплошной овацией талантливой артистки и знаменитому писателю. Савина была прекрасна в роли Верочки, это мнение единодушно подтверждают очевидцы.

«С каким замиранием сердца я ожидала вечера и как играла», — вспоминала потом Савина, — «описать не умею. Это был один из счастливейших спектаклей в моей жизни. Я свя-