искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—174

Как талантливый пейзажист, он показал нам свои акварели, картины родной природы: и туманное утро, и покрытые серебристой росой вдаль уходящие луга, и всю истому жаркого летнего солнца, и особую красоту замирающего деревенского вечера. Как богато одаренный художник, он поведал всю прелесть мечтательной грусти во время ночного отдыха у замирающего костра, фантастические бывальщины, сквозь сон прослушанные на берегу реки или около мрачной пропасти сырого оврага.

Меньше мы знаем, вернее, мало прочувствовали Тургенева-драматурга. Относившийся полупренебрежительно к этой стороне своего творчества, он нехотя и недоверчиво шел в сторону тех, кто с восторгом отзывался о его пьесах.

Литературная критика мало сделала для Тургенева-драматурга. Подолгу останавливаясь, посвящая целые статьи его романам и повестям, она поверхностно разбирала его пьесы, находя по большей части их несценичными и вялыми, растянутыми и лишенными действия. Немного больше дали театральные рецензенты. Так, говоря о первой постановке в 1849 г. «Холостяка» и «Завтрака у предводителя», Вольф отделывается малозначительной фразой: «Боги сжалились наконец над печальным состоянием русской литературы и внушили нескольким молодым литераторам благую мысль попробовать свои силы на драматическом поприще. Таким образом мы увидели на Александринском театре “Холостяка” и “Завтрак у предводителя”». И только.

Несколько подробнее пишет известный театральный критик Баженов, отзываясь об игре артистов в «Нахлебнике», впервые поставленном в Московском Большом театре в бенефис Щепкина 30 января 1862 г. «Все драматические опыты его» (Тургенева), пишет Баженов, «кроме “Провинциалки” и “Завтрака у предводителя”, писаны решительно не для сцены и потому не могут иметь в представлении особенного успеха. И это очень понятно: литературное достоинство их прежде всего в живой, необыкновенно тонкой и правдивой обрисовке характеров действующих лиц, в уменье автора разлить по целой пьесе какую-то особенную, обаятельную теплоту, которой приятно греется читатель; их сценическая слабость заключается в недостатке действия и в некоторой растянутости»...

М. С. Щепкин высоко ставил драматический талант И. С. Тургенева и несомненно поощрял его к творчеству в этом направлении. Тонкий ценитель литературных произведений, ярый поклонник Пушкина, пропагандист и защитник Гоголя, старый друг Герцена и лучших людей 40 годов, Щепкин с большим удовольствием играл в пьесах Тургенева, который платил ему искренним и глубоким уважением и, всякий раз бывая в Москве, считал своей обязанностью посетить великого артиста. В эти