искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—169

до того всегда переодетым мужчиной. Появившись в балете — женщина весьма быстро захватила господствующее положение. Следствием появления на сцене женщины явилось и уничтожение масок на лицах, которые, в подражание обычаям древности, были необходимой принадлежностью каждого артиста и сильно препятствовали развитию пантомимы. Мужчины продолжали одевать на сцене маски, и лишь в середине XVIII века танцовщик Максимилиан Гардель первый осмелился оставить маску. Век Людовика XV дал балету первых специалистов танцовщиков и балерин, среди которых блистали такие имена, как Вестрис, Комарго, Саллэ и позднее Гимар и Новерр. Об этих артистах существует целая литература, а семья Вестрисов и труды Новерра создали эпоху в балетном искусстве, дав ему совершенно новое направление и определенную систему. К этому же периоду времени относится и окончательная разработка способа записи танцев при помощи видоизмененных нотных знаков, появившихся впервые в 1588 году в книге Табуро, работу которого впоследствии усовершенствовали Фелье и Дюпре, и, наконец, балетмейстер Ж. Новерр. Новерр явился основателем, вдохновителем и апостолом пантомимного классического балета, выработав из своих учеников целый ряд громких артистических имен и оставив потомству фундаментальный теоретический труд под названием «Lettres sur la danse et le ballet», являющийся наиболее ценным во всей литературе хореографии. Период до Новерра и частью при нем составил эпоху расцвета французского сценического танца, выразившегося, однако, не в виде самостоятельного представления, а лишь дивертисмента, добавляемого или включаемого в оперные и драматические произведения, в которых танцы не имели никакого влияния на сюжет.

Чтобы сделать балет самостоятельным — необходимо было слова и пение заменить пантомимной игрой, а подобная реформа в те времена показалась бы слиш-