искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—168

1502 году. Брантом свидетельствует существование балета в XVI веке и в Англии, упоминая о танцах при дворе Елизаветы.

Во Франции балет был введен Екатериной Медичи, заслуги которой перед искусством вообще весьма велики. 15 октября 1581 года в Париже дано было первое представление с пантомимой и танцами. Автором, композитором и балетмейстером явился мажордом королевы, Бальтазарини де Божойе, который был для этого прислан ко двору пьемонтским губернатором Бриссаком. Божойе сделался устроителем всех праздников, концертов и балетов при дворе трех сыновей Екатерины, царствовавших подряд. Зрелища эти, по описаниям современников, благодаря роскоши костюмов и аксессуаров обходились от 400.000 до 2.000.000 рублей по теперешнему курсу и, конечно, не могли быть популярны и распространены. Лишь в XVII столетии балет делается достоянием более или менее широкого круга публики и появляется одновременно с драмой и оперой на сценах общественных театров. При Людовике XIV, когда изящество манер и движений стало придворным законом, танцы делаются утонченно грациозны и величественны (Менуэт, Паванна, Паспье и пр.), а к балету требования чрезвычайно повышаются. В 1661 году король основал в Париже первую академию танцев, президентом которой был танцмейстер королевы, Гелан дю Дезер. Понятие о тогдашних балетах в достаточной степени дают интермедии мольеровых комедий.

При основании Парижской оперы, хореографической частью ведал королевский танцмейстер Бошан. Позднее творцами национальной французской оперы-балета явились Люлли и Кино. Балет как составная часть входил в каждую оперу и комедию, но как самостоятельное представление пантомимный балет появился значительно позже. Люлли явился и инициатором появления на сцене женщины, заменявшейся