искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—159

шей опере, написанной Даргомыжским под самый конец жизни: уже умирающей, костенеющей рукой осуществлял он свою заветную мечту, свое страстное желание — зафиксировать в музыкальных тонах и интервалах декламацию чудесной пушкинской пьесы...

Выше я сказал, что во внешней жизни Даргомыжского было мало достопримечательного; однако, если мы хотим хорошо понять такого художника-новатора, каким был автор музыкального «Каменного гостя», нам надо знать, как слагалась его артистическая личность в данной среде и обстановке. Проследим поэтому, хотя бы в общих чертах, биографию нашего композитора.

Отец его, Сергей Николаевич, был помещиком Смоленской губернии. Он рано женился на княжне Марии Борисовне Козловской, которую романтически «похитил» из дома родительского. В годину нашествия Наполеона семья Даргомыжских временно скрылась в Тульской губернии, где 2 февраля ст. ст. 1813 г. и родился Александр. Всего у Даргомыжских было шесть человек детей, — три сына, из которых Александр был младшим, и три дочери. В 1817, т. е. когда будущему композитору исполнилось всего четыре года, семья переехала в Петербург, где и поселилась окончательно (раньше С. Н. служил в московском почтамте).

Нельзя не отметить, что Александр в раннем детстве был немым (от рождения): только на шестом году жизни он вдруг заговорил. Вместе с тем он стал проявлять заметные музыкальные способности. В семье Даргомыжских любили музыку, — только мать была к ней равнодушна, — и талант мальчика поощрялся. Его вскоре же стали учить игре на фортепиано, а затем и на скрипке; учили его также пению и элементарной теории. Семи лет он уже пристрастился к сочинению музыки и в отроческом возрасте написал кое-какие мелочи «для домашнего обихода»; в то же время сам сочинял драматические