искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—106

ИЗ  ПРОШЛОГО

 

Из старинных анекдотов.

В дореформенные времена губернская администрация, покровительствуя тому или другому артисту или артистке, имела обыкновение рассылать билеты на его (ее) бенефис не только по городу, но и по уездным присутственным местам, как я слышал от одного казанского старожила-театрала. По этому поводу припоминается анекдот о знаменитом казанском премьере 1850-х годов, Н. К. Милославском (Фридебурге). Однажды ему был дан бенефис на масленице. Спустя несколько дней, уже в великом посту, когда Милославский собирался уезжать из Казани, к нему явился один из низших представителей губернского Олимпа и вручил ему какую-то сумму. На вопрос Милославского, что это значит, чиновник ответил: «Наши татары ничего не смыслят в искусстве. Я только вчера сбыл им последние билеты на ваш бенефис».

Н. П.

 

В. Гюго и русская цензура.

Покойный профессор славянской филологии в Казанском Университете, М. П. Петровский (1833—1912) в молодости был большим театралом и сотрудником единственного в то время журнала, посвященного русской сцене — «Музыкальный и Театральный Вестник». Так, ему принадлежит помещенная здесь в 1858 году (№ 40, от 12 октября) статья «Прежде и теперь» (Заметки о казанском театре), подписанная «И других». В том же году в «Вестнике» появился и сделанный М. П. Петровским перевод французской комедии «Адвокат Пателен», вышедший и отдельным оттиском (подлинник: L’avocat Patelin, Comédie en trois actes et en prose par Brueys»). Кроме этой пьесы, М. П. Петровский перевел с французского еще два водевиля, оставшихся в рукописи, а именно: «Господин-слуга и госпожа-служанка» (подлинник: «Jobin et Nauelle. Comédie-vaudeville, en un acte par mm. Michel Carrê et Leon Battu ») и «Мемуары герцога Ришелье» (подлинник: «Les mémoires de Richelieu. Comédie-vaudeville, en un acte par M. d’Ennery»). Последняя пьеса была поставлена в Казани 27 января 1858 года.

Более важным трудом М. П. Петровского в этой области был перевод (белыми стихами) знаменитой драмы В. Гюго «Le roi samuse», исполненный в 1859—1860 г. в Васильсурске