искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—99

Не имея успеха на сцене, Фабр на 30 году своей жизни приехал в Париж попытать счастья и занялся писательством. Первою его пьесою была «Писатели, или Провинциал в Париже», не имевшая успеха, равно как и вторая «Самонадеянный». Обозленный успехом «Воздушных замков» Коллена, Фабр написал на него жестокую критику, которую напечатал в предисловии к своей третьей пьесе «Мольеров Филипт». Эта комедия была как бы продолжением «Мизантропа» и считается лучшею из пьес не только Фабра, но вообще комической литературы того времени.

Фабр, желая разбогатеть, потерпел неудачу в спекуляциях, а враги его обвинили в составлении фальшивых бумаг по делам Индийской компании и якобы в роялистических стремлениях, и он вместе со своими друзьями, Дантоном и Демуленом, взошел  на гильотину 5 апреля 1794 г.*, думая лишь об участи недописанной им новой комедии; он за несколько минут до смерти мечтал только о том, как бы сохранить свою славу, и бросил в толпу с телеги, везшей его к месту казни, свою рукопись, прося сохранить ее для потомства... Тогда же знаменитая трагическая актриса Дюмениль, давным-давно оставившая сцену, была лишена пенсии в 5000 франков, а имущество ее разграблено. Она умерла в Булони в 1803 г., на 91 году своей жизни, спустя 3 недели после смерти своей соперницы, не менее знаменитой актрисы Клерон. Историк Французской революции Минье говорит: «масса нации, глубоко потрясенная событиями между 1789 и 1795 годами, желала только усесться (aspirait à s’asseoir) и как-нибудь устроиться, сообразно с новым порядком вещей».

И. Божерянов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* В 1794 г. М. Херасков издал в Москве «Полидора», имевшего три издания, в котором многие места представляют государственный переворот во Франции, именно: в III главе описано посещение Полидором острова Терхина, жители которого являются народом, жаждущим свободы и равенства.