искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—98

ных тронов. Среди них отличался испанский король длинным носом и какая-то королева, которая, то и дело, что скачет и прыгает. Она затевает ссору с римским папой из-за куска морского сухаря, вследствие чего возникает общая передряга; остров разверзается, и всех королей поглощает бездна.

Пришелся по вкусу публике и «Муж республиканец», который случайно открывает аристократическое происхождение своей жены и, не взирая на любовь свою к ней, ради патриотического долга, доносит на нее и тем возводит ее на эшафот.

В страшные сентябрьские дни театр «Фейдо» поставил на сцену оперу Демустье «Сыновняя любовь, или Деревянная нога», в которой нежный сын воздавал дань любви и уважения отцу тем, что во время сна его надевал на седую голову своего отца венок из полевых цветов. Подобная пьеса умиляла своею трогательностью одну и ту же республиканскую публику, что показывает, что театр есть инстанция для решения жизненных вопросов и партер на чужой сцене: он в роде хора греческой трагедии; он не вне пьесы, а обнимает ее волнами жизни, атмосферой сочувствия, которая оживляет актера, а сцена, со своей стороны, не чужая жителю: она переносит его не дальше, как в его собственное сердце. Сцена всегда современна зрителю; она всегда отражает ту сторону жизни, которую хочет видеть публика.

Рядом с сатирами революционного характера существовали маленькие, скромные комедийки, авторы которых были чужды всякой политики, — Коллен д"Арлевиль и Фабр д"Эглантин. Первый из них в 1790 г. поставил на сцену «Воздушные замки», которые в превосходном переводе Хмельницкого до сих пор даются на русской сцене, а Фабр д"Эглантин, — актер странствующей труппы, — был в Тулузе увенчан призом в виде золотого цветка Шиповника (eglantine) за стихотворение, написанное им на заданную тему.