искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—86

Трагедией «Дмитрий Самозванец» Сумароков закончил свое литературно-театральное поприще. Силы его стали ослабевать, и он начал пить. Екатерина вызывала его в Петербург, уговаривала бросить эту пагубную страсть, но он не слушался ее и, провлачив в таком состоянии последние годы жизни, умер 1 октября 1777 г. и похоронен в Донском монастыре. Могила его в настоящее время исчезла.

Дмитревский, начавший свою артистическую карьеру в 1751 году в Ярославле Ваней Нарыковым, в театрике, приспособленном из кожевенного сарая, кончил ее в 1821 г. членом Российской Академии и первым актером императорского театра. Он участвовал в зарождении русского театра, и он же дожил до того времени, когда русский театр завоевал себе прочное положение в деле русского просвещения. В продолжение почти полувека Дмитревский был едва ли не главным вдохновителем, руководителем и деятелем театра. И, сходя со сцены и оглядываясь на те переживания, которые пришлись на долю его детища, Дмитревский мог с полным удовлетворением воскликнуть: ныне отпущаеши раба твоего!..

Вскоре после смерти Волкова, в 1765 г., Дмитревский был послан совершенствоваться заграницу. Знакомство его с заграничным театром и с Гарриком и Лекеном, с которыми он подружился и вместе играл, конечно, благотворно отразилось на русской сцене. Вернувшись в Россию, Дмитревский принялся за преобразование театра по заграничным образцам, и одним из первых его нововведений было распределение актеров на амплуа. Затем началась его кипучая деятельность. Он руководил театральной школой, сочинял и переводил пьесы, режиссировал и играл.

Строгий классицизм, господствовавший в то время и в литературе, и в театре, требовал позы, напыщенной дикции, словом «театральности». И, несмотря на то, что позднейшие современники Дмитревского, новаторы в драматическом искусстве, Плавильщиков,