искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—84

признавала его государственным делом и считала необходимым лично участвовать в его жизни. Работников театра она ценила наравне с работниками прочих государственных учреждений, и лучшим тому доказательством служит дворянское достоинство, данное ею братьям Волковым. Грамота на дворянство Волковых хранится в Москве, в театральном музее имени Бахрушина.

В начале царствования Екатерины русский театр понес крупную потерю, — умер Волков. В 1763 г. Екатерина поручила Волкову и Сумарокову устроить в Москве, ко дню своей коронации, грандиозный уличный маскарад. Они исчерпали для этого всю свою фантазию, все свое творчество и показали Москве необычайное шествие, в котором участвовало до четырех тысяч человек. На этом маскараде Волков, наблюдавший верхом на лошади за порядком шествия, простудился и, как солдат на посту, скончался на 35-м году жизни. Он похоронен в Москве, на кладбище Андрониевского монастыря.

Этот выдающийся русский самородок, первый, по выражению Пимена Арапова, «упрочивший России новый источник народного образования», навсегда определил громадное значение театра в народной жизни и создал ему то положение, которое ныне занял театр в деле просвещения. Само собою разумеется, что театр, завоевывая себе это положение, должен был выдержать жестокую борьбу с тогдашними предрассудками. И до Волкова, и даже при нем русское общество смотрело еще на театр лишь с точки зрения забавы, и только благодаря той высоте, на которую поднял его Волков, перелом в отношении русской интеллигенции к театру совершился при Екатерине, признавшей театр народной школой.

Блестяще было появление Волкова, блестяще сыграл он свою роль в театре, блестяще сошел он со сцены!..

Но как печально сложилась судьба его талантли-