искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—81

показать результаты своей заграничной поездки Колосовой удалось лишь через несколько месяцев, когда она выступила в новом для нее репертуаре — в мольеровской комедии «Жеманница». В роли Прелестны она явилась подлинной маркизой «роскошного двора Людовика XIV» и вызвала громкие одобрения у публики, видевшей в этой роли знаменитую Марс, у которой Колосова училась в Париже. По словам современника, русская актриса обработала роль совершенно по-своему, не стараясь даже быть копией с оригинала. Вскоре же она выступила в других мольеровских созданиях и в переделке «Гамлета»  в роли Офелии.

Поездка на гастроли в Москву , где Колосова появилась в трагическом и комедийном репертуаре, — была полным торжеством артистки: по требованию публики, она вынуждена была повторить дважды бенефисный спектакль, сбор с которого достиг непомерной для того времени цифры — 11 тысяч рублей. Но петербургские чиновники вообще ценили таланты по-своему: «вследствие — неудовольствия Александры Михайловны на директора Майкова», — на театр смотревшего, как на свою помещичью вотчину, — Колосовой пришлось покинуть сцену: она была уволена.

Тот же Шаховской подписал ей отставку; через восемь лет ее он не нашел у нее «ни искры таланта» службы на театре. Вскоре ее, однако, театральный Комитет, сбыв Майкова в Москву, сознал свою ошибку: Колосову отставить от театра оказалось мудрено — заменить ее было некем. Ей было предложено заключить контракт на новых условиях (8 т. р. и бенефис в год). Более того, тому же комитету пришлось отменить и другое свое распоряжение — запрещение печатать в афишах отдельно, в красной строке, имена участвующих в спектакле. О возвращении на сцену уволенной год назад артистки необходимо было известить публику ради выгод самой же дирекции.