искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—73

не употребляя золотой краски, — и потому нельзя их работу ослаблять слишком яркой позолотой предметов.

Необходима инициатива хорошего бутафора; его девизом должно быть: художественная правда, прочность и дешевизна.

Обломки бронзы, сплава или чугуна, испорченная мебель, облезлая, но сохранившая форму утварь, старый мельхиор, фигурки из фарфора, бронзы и дерева и т. д. Все это, приобретенное за гроши, подкрашенное, подклеенное, скомпонованное, может создать массу интересных предметов. Бракованная посуда и кузнецовская майолика, покрытые позолотой, эмалевыми или лаковыми красками, дешевое стекло, умело расписанное, — могут дать со сцены полную иллюзию сакса, севра, ст. Вены и лучшего старинного хрусталя. Мастеров для этой работы сколько угодно; нужно, чтобы работа была скомбинирована и указано: что и как надо сделать.

Режиссеры, ставя пьесу, обдумывают декорации и мебель и совершенно забывают о массе необходимых мелких аксессуаров; они рассчитывают что-нибудь найти чуть не накануне генеральной репетиции в бутафорском складе не того так другого театра. Это большая ошибка, — ошибка потому, что не всегда можно найти именно то, что нужно, или, даже найдя, нет времени для необходимого ремонта. Вещи в бутафорских складах, ввиду их скученности, портятся, а об ремонте их мало кто думает. Во главе складов стоят обыкновенно люди, мало знающие, что можно предложить режиссеру. Самому же режиссеру — не разобраться в массе, без всякой системы собранных предметов.

Наши бутафорские склады завалены хламом совершенно ненужного, и в нем плохо даже разбираются сами служащие. В Арсенале, в Тюремном переулке, я видел массу вещей, ни для какой постановки уже не пригодных. Какое-то нелепо разукрашенное камнями оружие, какая-то никакого стиля не имеющая утварь