искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 10

10—40

материалом для вдохновения не только античных хореграфов, но и балетмейстеров всех последующих веков.

Красочная греческая религия вместе с мифологией почти целиком перешли в Рим, который заимствовал у Греции большую часть обрядов, а с ними и неразрывно связанные символические танцы. Греческая орхестика появилась в Риме под именем «сальтации», но искусство это вылилось у римлян в иной, более грубой форме. По природе своей материалисты, в душе воины, — римляне как в религиозных торжествах, так впоследствии и на сцене применяли искусство лишь постольку, постольку это удовлетворяло их потребностям и страстям.

По выражению С. Н. Худекова, «римляне смотрели на танцевальное искусство, как на куртизанку, которую обожают, награждают дарами, но не уважают».

Хотя сальтация и имела довольно широкое место в общественной жизни Рима, но лишь в правление императора Августа, вылившись в форму пантомимы, хореграфия начала приобретать в римской культуре значение истинного искусства, преследующего художественные цели. На протяжении истории Рима развитие хореграфического искусства зависело, как, впрочем, и повсюду, от большого или меньшего покровительства цезарей, и, если наследие Эллады, как чистое искусство, не расцвело, то все же заслуга римлян велика уже в том, что они положили основание цельному зрелищу — пантомимному балету, который, как сценическое представление, получил ныне такое широкое распространение.

С возникновением христианства культовые и другие танцы почти совершенно исчезли. Христианство предало проклятию презренное человеческое тело. С падением языческого мира, хореграфия со стороны