искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 10

10—38

заботились ни о ритме, ни о красоте и лишь с появлением других искусств — влились в форму красоты и ритмичности. «Музыка стала языком сердечных ощущений, слово — языком зарождавшихся в уме мыслей, а танцы — языком чувства и иногда чувственности» (из Лукьяна). На зарождающейся заре жизни человека, которая вся проходила в суровой борьбе со стихией и дикими зверями, танцы не могли иметь иного характера, как грубо-воинственный. Позднее, когда у человека, не могущего победить стихии, зарождается идея о существовании высших сил (религия) и им приносятся умилостивительные и благодарственные жертвы, — и танцы принимают впервые религиозный характер. Возникают так называемые «священные танцы».

Священные танцы на заре самой ранней культуры встречаются положительно у всех народов восточных цивилизаций. Первыми объектами священного культа были небесные светила, и танцы этого периода имеют в движении своем сходство с движениями светил и звезд (напр., «Танцы Зодиака»). Этот период хореграфии носит название «Астральных танцев».

В древней Индии при всех пагодах существовал институт священных танцовщиц, земных «ancapàc» индусского культа. Их называли впоследствии «девадаси» и позднее «баядерками». Наибольшее развитие священные танцы получили в Египте.

«Танец Аписа» (или Озирисова пляска) — был наиболее сложный и обширный, представлявший во всем объеме первообраз будущего балета. Евреи, после благополучного перехода через Черное море, исполнили под звуки гимна Моисея и с его участием благодарственное «pas d"action», в котором Моисей управлял хорами и группами танцующих (о. Менстрис: «Lеs ballets anciens et moderne»).

Зачатки древнего хореграфического искусства от